Пилотесса диана никто

Пилотесса Диана

Никто не ждал подвигов от этой красотки, внучки алмазного короля и дочки председателя клуба Bentley. И совершенно зря подкладывая подушку, чтобы дотянуться до штурвала, Диана Барнато-Уокер пролетала на истребителях Spitfire всю войну. А потом стала первой женщиной в мире, преодолевшей звуковой барьер на истребителе Lightning.

У каждой страны, вложившейся в дело победы над фашистской Германией, было свое легендарное оружие. У Советского Союза танк Т-34, породивший, по мнению многих военных и историков, танкобоязнь у немецких войск. Для США таким оружием, скорее всего, является линкор Миссури, на котором была подписана капитуляция Японии. Что же касается Великобритании, то здесь несколько лет назад даже запустили интернет-голосование, которое выявило главным символом борьбы британцев с фашистской Германией почти все единогласно считают истребитель Королевских ВВС Spitfire.

Конечно, Spitfire был не единственным истребителем времен Второй мировой, защищавшим Британские острова, но, как вспоминала пилот Диана Барнато-Уокер, в Spitfire была романтика: Он выглядел прекрасно. Это больше чем машина. Он будто знал, когда тебе нужно повернуть. Имя Дианы Барнато-Уокер, несмотря на разносторонность ее заслуг, известно в Британии именно в связке с этим легендарным самолетом. Это она была пилотом, который перегонял истребители с завода на военные аэродромы. И в этом был ее гражданский подвиг, вклад хрупкой женщины в борьбу с врагом в самом кровопролитном конфликте за всю историю человечества.

В период с 1942 по 1945 годы Диана перегнала около 260 истребителей Spitfire (и порядка 80 других самолетов). Все они к тому моменту еще не были оборудованы никаким вооружением, что не мешало немецким истребителям Messerschmitt принимать их за настоящие, боевые модели. А встреч с немцами в воздухе у Дианы было по-настоящему много. Но каждый из вверенных ей самолетов доставлялся на базу в целости и сохранности. И это при том, что до штурвала Диана, обладательница невысокого роста, дотягивалась, лишь положив на кресло подушку.
Да и мало кто мог вообще подумать, что девушка из высшего общества, еще в 18 лет представленная королю и привыкшая к роскоши, станет медсестрой Красного Креста с первых дней войны, а затем и вовсе сменит свой шикарный Bentley на ревущий гул двигателей самолета. Хотя, возможно, именно гул двигателя и предельная скорость в небе как раз ее и привлекали. Ведь к большим скоростям, клетчатому флагу и гоночным трассам она была приучена с детства.

Диана родилась в 1918 году в Лондоне в семье богатейшего еврея финансиста Вульфа Барнато, унаследовавшего часть состояния своего отца, алмазного короля Барни Барнато. Его отец, открывший алмазные копи в Южной Африке, упал за борт корабля по пути в Англию, и состояние было разделено между сыновьями. Со временем Вульф увеличил и без того весомое многомиллионное наследство в разы. В годы Первой мировой Вульф служил в королевской артиллерии, стал чемпионом по легкой атлетике и слыл превосходным наездником. Ну, а после войны вошел в группу богатых британских автомобилистов Bentley Boys, а позже, вложив в марку свой капитал и спася мистера Бентли от разорения, Вульф занял пост председателя совета директоров Bentley Motors.

Вульф Барнато, отец Дианы, был к тому же прославленным автогонщиком, дорогую машину которого постоянно украшали слои пыли и грязи лучших гоночных трасс Европы. В 1930-м Барнато и вовсе поспорил с друзьями, что на своем Bentley доедет от Лазурного берега до Кале быстрее, чем Голубой экспресс, и в итоге действительно опередил поезд на шесть минут. Если безоговорочным лидером Bentley Boys был Вульф Барнато, то Диану можно было с уверенностью отнести к зачинщице неофициального клуба Bentley Girls. Первый Bentley был подарен ей отцом на 21-й день рождения. Думаю, я была довольно избалованной, вспоминала никогда ни в чем не нуждавшаяся Диана. К слову, подаренный Bentley стал вторым автомобилем на один и тот же день рождения. Дело в том, что первый подарок, автомобиль марки Talbot-Darracq, был сожжен юной Дианой на гоночном треке всего за несколько суток.

Впрочем, летать Диана научилась даже раньше, чем сожгла свой первый автомобиль на гоночном треке ей было 20, когда она отправилась на курсы пилотов в аэроклуб Brooklands и за шесть часов обучения прекрасно освоила учебно-тренировочный биплан Tiger Moth. Вот почему, как только началась война, Диана решила вступить в действующие войска и стать летчиком-истребителем. Ее не взяли. Женщинам запрещалось подниматься в воздух, рассказывала она. Считалось, что война мужское дело. Мы же должны были поддерживать их в тылу. Разве могли мы сидеть, ничего не делая, и просто стараться хорошо выглядеть?

Диана точно не могла с начала войны и до момента эвакуации британского экспедиционного корпуса в 1940 году она работала медсестрой во Франции. Затем продолжила оказывать помощь пострадавшим в Лондоне в службе скорой помощи. А в начале 1941-го она подала прошение на вступление в ряды Air Transport Auxiliary (АТА). Эта гражданская организация, созданная в Британии в годы войны, переправляла новые самолеты с заводов на аэродромы, а нуждавшиеся в ремонте машины из эскадрилий обратно на завод. Осуществляла компания и трансатлантическую доставку самолетов.

Поступив в училище АТА в марте 41-го, Диана закончила его к ноябрю, но первый самолет доставила лишь 9 мая 1942 года. Причиной столь длительного бездействия было опять же банальное недоверие к женским способностям. Когда руководство АТА все же решило создать подразделение AТА girls, известный британский авиационный журнал сравнил это с угрозой, способной уничтожить самолеты без боя. И тем не менее вскоре в AТА girls было более сотни пилотов-женщин. До конца войны 16 из них погибли в воздушных боях во многом потому, что были представителями гражданской авиации и не имели возможности обороняться. Своему неоднократному спасению Диана, с ее же слов, была обязана ангелу-хранителю и самому истребителю Spitfire.
Справедливости ради стоит отметить, что женский фактор все же играл свою роль в полетах Дианы. Помимо подушечки на кресло, позволявшей ей управлять самолетом, был, к примеру, и случай, когда по инструкции, дезориентировавшись в пространстве после попадания в густое облако, она должна была катапультироваться. Но как объясняла потом Диана: Спускайся я тогда на парашюте, моя бы юбка задралась, а демонстрировать свои панталоны я отнюдь не горела желанием. К слову, в тот момент, когда она вынырнула из облака, она была на расстоянии крыла от катастрофы, еле успев увернуться от верхушек деревьев.

Как правило, незадолго до приземления Диана любила продемонстрировать аэробатику. И однажды увлекшись, позабыла о пудренице в нагрудном кармане. Мельчайшая рисовая пудра засыпала всю кабину, не пощадив и пилотессу. Встречавшие ее на земле были очень удивлены, увидев словно специально раскрашенное по-клоунски лицо. Однако самого пилота это нисколько не смутило не поддавшись панике во время полета, она с удовольствием посмеялась над этой нештатной ситуацией на земле.

Продолжала летать она и после войны. Диана часто выступала перед публикой с невероятно опасными трюками на самолете. Это бывало на благотворительных акциях и на мероприятиях, призывающих женщин вступать в ряды гражданских и военных пилотов. А в 1963-м Диана стала и первой женщиной в мире, преодолевшей звуковой барьер на истребителе Lightning она пролетела на нем со скоростью 1262 мили в час. Вскоре после этого ее рекордного полета у легендарной летчицы обнаружили рак.

Диана дважды была замужем после второго замужества ее фамилия стала звучать как Барнато-Уокер. Однако оба ее мужа-пилота погибли в годы Второй мировой войны. После войны Диана так и не вышла больше замуж, однако долго, более 30 лет, состояла в любовных отношениях с Уитни Страйтом гонщиком, как и ее отец, энтузиастом авиации, как и она сама. От Страйта у Дианы родился сын, которого она назвала в честь отца.

Кавалер ордена Британской империи за заслуги в области авиации и действительный член Королевского авиационного общества Диана Барнато-Уокер умерла в конце апреля 2008 года в возрасте 90 лет. За два года до этого, уже страдавшая от многих болезней, она поднялась в небо на своем любимом Spitfire впрочем, уже не за штурвалом. Но даже эту затею крайне не одобряли ни ее врачи, ни ее родственники. В ответ же она отрезала: Не попрощаться с этим самолетом будет просто невежливо с моей стороны.

Алексей Викторов

Комментарии 1